Искусство ходить в походы определяется
умением использовать взятые ненужные вещи
вместо забытых нужных.
Правильно подобранное снаряжение для похода - необходимое условие его удачного прохождения. На этой странице мы и поговорим о том, что нам понадобится в походах. По каждому из пунктов можно говорить и писать много; пройдём по списку, хотя бы кратко.
- Суда
- Палатки
- Рюкзаки
- Инструмент
- Средства защиты
- Связь
- Навигация
- Фото и видео
- Нужные мелочи
Суда.
На чём же нам приходится ходить по воде? Всё зависит от сложности и характера маршрута, а так же... просто от того, что имеем. Но если выбор нам только предстоит, то надо задуматься и посмотреть, что же такое мы можем выбрать.
Катамараны - суда, созданные специально для преодоления приличных (технических) препятствий, например рафтмастер Гоша, хотя есть их варианты, предназначенные для чисто туристических целей. На спокойной воде катамараны у многих вызывают раздражение своей медлительностью. На открытых водных пространствах, при ветре, может случиться, что на них и вовсе будет невозможно двигаться в нужном направлении. Зато вариант пеше-водного похода с катамараном привлекателен пониженным весом судна без рамы (её можно вновь соорудить в месте начала следующего сплава), приходящимся на каждого члены команды. В общем, - ходи не хочу! Но здесь стоит ещё и вопрос немалой их стоимости...
Большие резиновые лодки - рафты отличаются высокой прочностью, но малой маневренностью. По сути это неубиваемые дредноуты, сплавляющиеся в порогах сами по себе, лишь слегка даже не управляемые, а направляемые экипажем. Найдутся их поклонники, которые поспорят с этим утверждением, но это уж с чем сравнивать, а по сравнению с байдарками и даже катамаранами это именно так... Наибольшее применение они нашли в коммерческих сплавах (много шума и драйва, но мало риска), где безопасность прежде всего.
О байдарках сказано более чем достаточно. Говорить, что стоит подбирать судно по характеру похода банальность, общее место. Чаще туристу приходится подбирать маршрут под имеющиеся средства передвижения, ибо, увы, мало у кого в нашей отчизне найдётся гараж с набором судов, предназначенных для разных надобностей... Но о свойствах имеющихся лодок надо иметь представление. Собираетесь в длительное плавание по относительно спокойной воде? Тогда ваш выбор - экпедиционные каркасные байдарки типа старого надёжного Салюта, самого, пожалуй, популярного до сих пор Тайменя (выпуск его, к сожалению многих сроднившихся с ним туристов, тоже уже прекращён, но его производится НЭРИС, его усовершенстрованный наследник), лёгкой RZ-85 с лёгким каркасом из дерева и подобных. Это не значит, конечно, что в пороги на них нельзя. Нужно лишь понимать, что конструкции это нежные, и, как следствие, тайменевские раскуроченные остовы можно встретить во многих троечных, да и в двоечных порогах... Тройка - максимум для них. Плохая маневренность - ещё один их большой минус. Это касается даже байдарок-двоек. что касается тройки... Можно сказать, что идти в троечный порог на такой байде - для особых любителей экстрима, "плывём г-ном" - тут наиболее подходящая метафора. Но если нужна устойчивая и вместительная "баржа", то трудно найти что-то более подходящее, чем Таймень. В любом случае счастливым обладателям Тайменей и Салютов стоит поменять, если это почему-то до сих пор не сделано, заслуженные брезентово-обрезиненные шкуры этих суден на более прочные, скользкие и лёгкие оболочки из ПВХ (тезы). Несколько особняком среди своих каркасных собратьев стоит Колибри, имеющая прочный деревянный каркас и сконструированная специально под парус. Любители на её остове делают даже парусный тримаран.
Более универсальны каркасно-надувные, вроде Вьюн. Есть среди них и облегчённые конструкции, подобные Асе, или Вуоксе, похожей на Неву, но являющейся её каркасно-надувным вариантом, а так же сделанной на её основе Варзуге, с укреплённым каркасом и увеличеным внутренним объёмом. впереди, и особенно лёгкая - 17-килограммовая Истра. Есть и похожие на Таймень, любящие спокойную воду, например Ильмень (но всё относительно!). Интересна байдарка Кроха, сконструированная для замены Тайменей и Салютов - с объёмным внутренним пространством, тем не менее неожиданно устойчивая и маневренная в порогах. Кототкая и лёгкая маневренная байдарка Тик-Так предназначена для преодоления порогов и имеет совсем немного места для груза. Хочется немного посетовать на общие темы: заявленное время сборки Свири одним человеком - полчаса... Хотел бы я заставить написавшего сие собрать Свирь за это время (тут, увы, не всё так безоблачно)! Если вы хотите совершать длительные рейды, тем более соло, но серьёзных водных препятствий при этом не предвидится, то стоит присмотреться к Ладоге, большой и устойчивой скоростной байдарке, хотя и не лёгкой, всё-таки 30 кг (размеры не берутся из воздуха).
Полностью надувные байдарки весьма разнятся по своим качествам, имея некоторые общие свойства - высокую парусность, приводящую к практической невозможности идти против ветра. Низкую жёсткость конструкции и, как следствие, невысокие ходовые качества. Для длительных рейдов по водным просторам и, тем более для движения по открытым пространствам, эти суда мало пригодны, а при ветре непригодны вовсе. Кроме того, все они имеют малый внутренний объём, т.е. малую вместительность. Зато их малый вес и лёгкость сборки (надул и вперёд) делает их весьма привлекательными в смешанных походах с большими пешими участками и волоками с реки на реку. Более маневренные байдарки, подобные Helios, Palava, Solar, Sunny, Sputnik. Имеющую рекордный вес 0.8 кг (без стоек) и размеры дна 2 х 1,2. При этом тент её выдерживает водяной столб 8000 мм.
Рюкзаки.
Их выбор зависит, опять же, от конкретных обстоятельств. Каких именно - посмотрим ниже.
Что касается объёма, то принцип простой - много объёма не бывает. Если имущества в рюкзаке окажется немного, не беда, - современные рюкзаки хорошо и плотно увязываются до половинного и даже менее объёма. Если же места в рюкзаке не хватит, то это уже может вызвать большие неудобства, ибо далеко не всегда можно безбоязненно навесить неубравшееся снаружи.
Для пеших походов оптимальны станковые рюкзаки, потомки первого из таких отечественных - Ермака (и до сих пор им ещё успешно пользуются некоторые любители). Каркас распределяет нагрузку равномерно, максимально удобно нагружая спину. Для водных же походов они, увы, обладают большим недостатком, вытекающим из описанного преимущества: его трудно удобно уложить в байдарке (для рафтов и катамаранов это не столь важно), а его выпирающий каркас провоцирует оболочку байдарки на повреждение и даже пробой при прохождении препятствий. Тут идеальны бескаркасные рюкзаки, прекрасно убирающиеся в трюмах. К тому же нынешние, подобные пермскому Басегу, приемлемо держат форму при их плотном наполнении, что в большинстве случаев вполне достаточно для совершения случающихся на водных маршрутах волоков. Есть и универсальные модели, соединяющие в себе качества и тех и других: рюкзаки со съёмными каркасными пластинами, вставляемыми в толстую упругую спинку. Такие хороши в смешанных пешеходно-водных походах (в водных с протяжёнными и многочисленными волоками). Но для пешеходных походов, тем более горных, всё-таки стоит подобрать себе бескомпромиссный станковый вариант.
Теперь, что касается защиты от влаги. Многие, очень многие, увы, на своей шкуре ощутили всю важность этого момента. Многие современные рюкзаки имеют пропитонную водоотталкивающим составом оболочку, а некоторые даже прорезиненную. Этого вполне достаточно для пеших. На воде же любая обработка материала рюкзака не защитит вещи при оверкиле. По сути это лишь защита от дождя, путь даже ливневого. Использование внутренней гермы приносит некоторые неудобства ввиду несовпадения её объёма и формы с рюкзаком-носителем. Рюкзак с ней затруднительно плотно и рационально заполнить, но тут уж приходится выбирать.
Использование отдельных гермомешков в водных походах только приветствуется. Упаковав вещи по таким водонепроницаемым ёмкостям (используя при этом и рюкзаки с внутренними гермами), легко правильно распределить груз в лодке. Речь идёт не о тайменевских весьма относительно непромокаемых так называемых серебрянках, а о современных полноценных гермах из ПВХ. Существуют гермы, оборудованные наплечными ремнями, сами по себе представляющие собой рюкзаки из тезы, это так называемые драйбеги - наиболее полезная и удобная вещь в маршрутах с волоками. Только найти драйбег достаточного объёма, да ещё и по приемлемой цене, непросто. Но если руки заточены правильно, то можно и самому сотворить сию конструкцию любого размера. Именно с такой универсальной самодельной гермой-рюкзаком я и хожу по воде и по суше последнее время. Как сделать самому драйбег (или герму) описано в разделе разное.
Инструмент.
Ни в одном походе не обойтись как минимум без ножа и топора. А в технически сложном - без специфического инструмента.
Самое расхожее мнение таково, что самое полезное для туриста, это пара - средний не складной нож (например, удобен Сарган) и туристический топорик. Сочетание это действительно очень удобно, да и рационально по весу. Но эту пару можно заменить, и некоторые заменяют, тесаком, который способен выполнять функции обоих. Такой, как к примеру тесак Экспедиционный производства ворсменского САРО. Но на мой взгляд в этом случае удобнее тесаки выполненные в стиле непальских кхурки, например ещё один саровский тесак.
Но тесак выполняет функции ножа и топора хуже их самих, как и любое универсальное устройство уступает в специфической эффективности специально предназначенному... Но в одиночном походе, когда вопрос веса стоит особенно остро, тесак может оказаться вполне разумным выбором. Так, я брал с собой ещё более универсальный инструмент складную лопату Крот (тоже производства САРО), изготавливаемую для спецальных подразделений. Она способна выполнять функции тесака и топора, а так же сапёрной лопатки. Правда что пользоваться им как лопаткой мне приходилость редко, но было, - для отвода воды окапыпал палатку на зыбкой поверхности под сильным дождём.
Кроме того, каждый турист должен иметь в кармане складной нож. Нож должен быть небольшим, подобранным по своей руке, легко открываться одной рукой. Он должен иметь двусторонний шпенёк либо отверстие для открывания любой рукой. Желательно, чтобы на лезвии ножа имелась волнообразная насечка, предназначенная для эффективного перерезания верёвок, шнуров и пр. Предпочтителен тут выбор ножа не автоматического, а именно открываемого вручную и любой рукой, так как кнопочный может открыться в ненужный момент где-нибудь в кармане, к тому же кнопка у него с одной стороны, левой рукой его не откроешь. Вот хороший выбор - немецкий Boker Magnum. Существуют и его китайские реплики, на глаз практически не отличимые, но чувствуешь разницу взяв в руку... Такой легкодоступный нож в кармане, это вопрос безопасности, особенно у водников.
В одиночном походе требует внимательного подбора и не складной нож из упомянутой выше пары. Он должен быть универсальным инструментом, несущим максимальную функциональную нагрузку. Опыт походов подсказал образ такого ножа. Но мне так и не удалось найти такой в продаже, видимо он возможен только на заказ.
В походе необходим и специальный инструмент, используемый для починки оборудования. Например при сборке и обслуживании байдарки очень желательны плоскогубцы и плоская отвёртка, могут оказаться необходимыми пилка и напильник А такой предмет как шило может пригодится при починке чего угодно. Чтобы не носить с собой увесистый набор инструментов можно подобрать универсальный мультитул; лучшими считаются инструменты фирмы-прародителя Лазерман. Можно найти и его более дешёвый, но достойный аналог, их довольно нынче, но только не силуминовую китайскую поделку! Берите мультитул на основе плоскогубцев, и проверьте все ли необходимые инструменты присутствуют в приглянувшемся экземпляре. Ну и, конечно, не забывайте о необходимых для ремонта используемого снаряжения расходных материалах: резина, материал ПВХ, клеи, проволока, болты, гвозди (берите и их, могут пригодиться!), побольше скотча, всё в достаточном количестве.
Средства защиты.
О необходимости шлема знает каждый водник. Существуют специальные шлемы для рафтинга, но вполне пойдут и хокейные, и горнолыжные, на худой конец пойдут строительные каски, лишь бы шлем был. Некоторые используют даже велосипедные, но это уж от безисходности (уж больно форма неудобна для сплава)... При этом удобнее шлемы с отверстиями: в жаркую погоду их оценишь по неволе. И ещё, уши должны быть защищены, тогда вам не придётся обдирать их об камни при оверкиле в пороге, и вам не сможет снести их веслом напарник в байдарке. Не забывайте о шлемах и на пеших участках, там, где приходится лазить по скалам и валунам, где есть риск даже не сорваться, хотя бы упасть. И особенно, если приходится тащить лодки по воде, пробираясь среди мокрых камней, которые в любую секунду могут подвернуться под ногой, и куда тогда вы влетите головой?
Другой необходимый при сплаве элемент, это спасательный жилет. Спасжилет облегчённого типа по сути является лишь страховочным жилетом. Он поможет держаться на воде, защитит тело от ударов о камни, но запаса его плавучести не достаточно, чтобы удерживать на плаву потерявшего сознание человека, кроме того, упрощённая конструкция не обеспечивает удержание над водой его головы. Существуют спасжилеты специально предназначенные для сплава, лишённые этих недостатков. Разница в цене между ними, конечно же, значительна, поэтому умельцы сами превращают страховочные жилеты в спасательные: повышают их плавучесть, прикрепляя дополнительные ёмкости, и пришивают фиксатор в виде жабо для головы. Работает.
И наконец, спасжилет должен быть подобран по размеру и весу человека и правильно закреплён на теле, и только тогда он будет действительно спасательным. Сколько случаев, когда люди выскакивали из своих спасов, падая в бурную воду...
В водном походе может оказаться полезным спасательный конец типа морковки, тем более он необходим, если планируется преодоление серьёзных порогов. Он представляет собой метательный снаряд из упакованного непотопляемого шнура, один конец которого остаётся в руках у метающего, другой должен ухватить страхуемый где-нибудь в пороге. Страховка под порогом без таких снарядов весьма условна.
При подготовке судна к сплаву нелишне будет позаботиться об его обвязке, а так же усилить некоторые места вторым слоем ПВХ - пролеить рёбра на киле байдарки (некоторые леят даже стекловолокном), оклеить носовую подводную часть и пр. в зависимости от типа и модели средства сплава. Некоторые рафтеры оклеивают поверхность киля скотчем, он, конечно, не увеличивает прочность, но делает поверхность более скользкой, что полезно на наждаках-шкуродёрах.
И помните об упомянутом уже складном ноже в кармане, чтобы не вспомнить о нём потом где-нибудь в стремнине, запутавшись в верёвках, сети и пр.
Связь.
Связь группы с внешним миром, это вопрос безопасности. Идеальный вариант тут - спутниковый телефон. Он хорош тем, что связаться со спасателями вы сможете из самой дремучей чащи и самого глубокого ущелья, лишь только спелеологам он не помощник. Сейчас существует 4 системы спутниковой связи, все они имеют свои недостатки и преимущества. Но самый бюджетный вариант укладывается в тысячу "убитых енотов", что, увы, чаще всего не по карману самодеятельному туристу. Даже далеко не все организованные группы имеют эти полезные устройства.
Некоторой альтернативой может служить радиосвязь. Но тут уже не всё так просто. Во-первых это дальность связи. В диапазоне 140 МГц она в лучшем случае составит 50 км, хотя сама радиостанция не тяжёлая и компактная. На длинных волнах такого ограничения нет, но не каждый готов таскать на себе увесистый ящичек и развешивать провод антенны для каждого сеанса связи. Кроме того, с кем вы будете держать связь? Для этого вам, вероятно, понадобится доверенное лицо с такой же станцией, выходящее на связь по графику, либо надеяться на контакт с радиолюбителями, чтобы просить их о помощи, связаться с кем надо. Всё это - дело случая... В диапазоне же 140 МГц работают специальные службы, включая МЧС. 50-ти километров, конечно, маловато для диких районов (и то придётся лезть куда-нибудь на сопку), но на этих частотах работают ещё и геологи, нефтяники и другие труженики труднодоступных районов. Есть вероятность выйти на них. Но чтобы найти рабочую волну, ваша радиостанция должна быть со сканированием каналов. И ещё, имейте в виду, что для работы в этом диапазоне вы должы иметь разрешение (хотя наверное глупо спрашивать, что важнее, - жизнь и здоровье или административное наказание за незаконный выход в эфир).
О необходимости связи между членами группы задумываешься тогда, когда начинаются поиски друг друга разбежавшимися по протокам (в лесу, в горах) экипажами (людьми). А солнце уже склоняется за горизонт, а о месте встречи заранее не условились, а палатка и продукты остались у них, и непонятно что делать... Может лучше позаботиться об этом заранее?
Недостатка в средствах радиосвязи нынче не наблюдается, надо только приготовить деньги и выбрать нужную модель.
Здесь нужны радиостанции в УКВ диапазоне, достаточно миниатюрные, экономичные, и имеющие достаточную дальность связи. Можно порекомендовать радиостанции, вещающие в разрешённом у нас радиолюбительском LPD диапазоне. При этом не стоит обращать слишком большое внимание на дальность, заявленную продавцами, всё зависит от конкретных условий (море, лес, горы), и тут радиостанции ведут себя по-разному. Я остановился на моделях Midlfnd, как самых удобных и, конкретно, Midland GXT 500 LPD, имеющих большую чувствительность при прочих равных. Она укомплектована гарнитурой и аккумулятором, но может питаться и от обычных пальчиковых батареек АА. Не стоит говорить, как это удобно в походных условиях. Но есть у неё и недостанок, как и у подавляющего большинства аналогов, - она не водонепроницаема, посему надо предпринимать специальные меры для защиты от влаги.
Неплохой вариант - двухдиапазонная радиостанция. Она способна работать и в диапазоне 140 МГц, и в LPD диапазоне 433 МГц (есть и другие варианты, конечно). Такие радиостанции бывают и в водозащитном варианте. Брать радиостанции мощностью менее 5 Вт не стоит. Под эти условия подходит ряд хорошо защищённых радиостанций Yaesu, например Vertex Standard FT-60R. Хотя бы одну такую в группе иметь стоит.
Мобильные телефоны нынче есть у всех. Конечно же все их берут с собой. Но не факт, что связь там будет. Я уж не говорю о далёких землях, где сотовой свяи просто не существует; даже там, где встречаются населённые пункты, связь встречается далеко не всегда. Так что, для того, чтобы использовать любую возможность и не глазеть бессильно на значок неизвестного местного оператора, неожиданно появившегося на дисплее, узнавайте заранее какие компании сотовой связи здесь работают, и берите с собой симки всех доступных операторов. Кто знает какая из них подхватит роуминг в вашей тмутаракани (у какого из операторов окажется договор с местным)...
Вопрос о модели телефона тоже не праздный. Нынешние трубки всем хороши, но только, увы, не чувствительностью. У них там, на загнивающем, связь есть практически везде, и особо стараться производителям, повышая характеристику чувствительности антенны, нет никакого смысла, они и не стараются. Главное, чтобы было удобно, красиво, наворочено, модно! Не такими были телефоны первых поколений. Связь была не везде даже у них там, и чувствительность старых трубок куда выше. И даже среди них выделялись Бенефоны. Имеет смысл в поход брать какого-нибудь чувствительного старичка. И не жалко, и связь будет лучше. Я беру с собой испытанный Филипс Ксениум 9@9, кроме повывшенной чувствительности, его батарея держит весь поход одна, таких трубок больше нет. Но батарею из телефона на маршруте всё-таки лучше вынимать, тогда вы не обнаружите однажды, что телефон "почему-то включился" и заряд "почему-то кончается. Имейте в виду, что заряд расходуется значительно интенсивнее, если трубка находится вне зоны, ведь тогда она усиленно ищет станцию...
Теоретическая дальность связи в системе GSM не может быть более 50 километров, а тут ещё деревья, рельеф, чувствительность самих аппаратов... Не стоит особо надеяться на сотовую связь.
Навигация.
Когда-то для навигации в походах было достаточно хорошей карты и компаса. Ещё бы не достаточно, ведь ничего иного и не было, если вы, конечно, не хотели определяться на местности с помощью секстанта или какой-нибудь астролябии. Но приходилось постоянно сверяться с компасом и картой, чтобы не потерять своего местоположения, что неудобно даже на реке (с неё-то уж куда уйдёшь!), а в пешем походе и подавно. Теперь всё это в прошлом, спутники нам помогут. Но отказываться от старого надёжного компаса рано, кто знает, что случится на маршруте! Выбор их сейчас не маленький, выбирайте не маленький, обязательно жидкостной, с воздушным замучаетесь ждать когда стрелка успокоится. И проверьте его до похода, всё бывает...
Ещё недавно были времена, когда достать приличную карту стоило большого труда, если вообще было возможно (представьте, что ваш маршрут проходил недалеко от границы...). Сейчас такой проблемы не существует. Издаются неплохие атласы по всем регионам в достаточном масштабе. В основном это 2-километровки, но есть в продаже и 1-километровки. Найти их, правда, не всегда бывает просто (точнее, не всех регионов просто), но есть интернет, где с некоторых пор выложены рассекреченные километровые карты Генштаба. Так что, выбирайте нужные, выкачивайте и печатайте. Правда составлены они в основном в период 50-х - 70-х годов, но если вас не сильно интересуют последние урабанистические изменения, то они вполне актуальны. Для Генштаба карты составлялись точные и качественные. Если вы не можете заламинировать свои карты, то хотя бы оклейте их скотчем с обоих сторон, иначе рискуете остаться без них... А лучше, если карт у вас будет два экземпляра, и в разных лодках. И, наконец, в комплекте с картами не забудьте взять с собой линейку и измеритель, а лучше курвиметр.
Итак, что же мы имеем со спутниковой навигацией? Если в системе Глонас удобных наземных приёмников пока (очень надеюсь, что именно пока!) нет, европейская система Галилео делает первые шаги и ещё где-то в будущем, то GPS уже с нами, и в ней уже отменена вносимая ошибка. Покупайте приёмник и ориенитруйтесь на здоровье!
Особенно наглядно преимущества спутниковой навигации я ощутил в озёрах Карелии. Затейливые линии их берегов, бесконечные протоки, заливчики, переплетения, - для компаса и карты это тяжёлое испытание! С навигатором же было совсем не так. Бывало даже, что искомой протоки не было видно до тех пор, пока лодка чуть не утыкалась в указанное прибором место... И вот она! Но для такой прелести, конечно же, нужна хорошая, достаточно точная карта. Ошибки же, встречающиеся в векторных картах навигаторов, способны свести на нет всю лёгкость и прелесть ориентирования и заставить вас вдоволь покрутиться!
Приёмников GPS сейчас на рынке немало. Их выпускают несколько компаний. Несмотря на некоторые недостатки, я безусловное предпочтение отдаю приборам Garmin. Векторные карты, используемые в них имеют специфический гарминовский формат img, что приводит к трудностям в использовании (в переводе в этот формат) имеющихся хороших векторных карт. В сети можно найти довольно карт img, но многие из них хорошими и просто приличными назвать язык не поворачивается. Покупайте карты в магазинах - говорит нам фирма! Что же касается самих приёмников, то они весьма достойны. Особо стоит отметить такое их незаменимое для туриста качество, как полная водонепроницаемость многих из них. Не раз мне приходилось испытывать свой Garmin eTrex Legend, кувыркаясь в пороге. Тот достойно выдержал все испытания. Правда, есть несколько "но": он имеет небольшой монохромный экран, что вызывает неудобства при работе с картами, память его составляет всего 8 Мб, что достаточно для закачки одной, максимум двух полноценных карт, и связь с компьютером осуществляется через последовательный порт, а это уже уходящий интерфейс (хотя существует решение - переходники между ним и usb). Но всё это относится скорее к особенностям, чем к недостаткам, а вот маленькая антенна, следствие миниатюрных размеров, ведущая к неустойчивому приёму спутников в сложных условиях, это действительно мешает. Не раз бывало, что он терял спутники находясь в кармане (особенно мокром) или болтаясь на груди (я прикрывал его телом, наклоняясь под тяжестью рюкзака; не любит он и густые кроны над головой. Эти моменты надо учитывать и размещать прибор где-нибудь на плече или лямке рюкзака, чтобы ничто не загораживало его и препятствовало навигации.
Сейчас я использую его, закрепляя где-нибудь на рюкзаке, чтобы фиксировать путь именно рюкзака (груза, байдарки), то есть сам маршрут. С собой же я ношу более совершенное изделие от Гармины - Garmin GPS 60 Cx. Пожалуй это идеальное решение для экстремального туриста. Я имею в виду серию гарминовских навигаторов GPS 60. Независимо от дополнительных функций, меняющихся от прибора к прибора, все они являются герметичными и высокочувствительными. Для GPS 60 нет необходимости искать открытое место, ибо он отлично держит спутники в осложнённых условиях. Он имеет достаточно большой и разборчивый экран, удобно лежит в руке, его обрезиненный корпус хорошо защищён. И пока наш Глонас не даст нам нечто подобное, именно им я планирую пользоваться в своих походах.
Фото и видео.
Оставим в стороне профессиональную технику, которой пользуются фотографы-походники, чтобы делать настоящие пейзажи и снимать живую природу. Это личное дело каждого такого чудака. Я для этого таскаю с собой плёночный Canon EOS … Продолжение »